Роковая блондинка с
внешностью супермодели, ловко справляющаяся со всеми видами оружия
- международная сексуальная фантазия мужчин. Фильм с такими
«внешними данными» претендует на успех еще до начала
съемок, а после их окончания разлетается по обоим
полушариям. В череде подобных историй о современных амазонках
сериал «Ее звали Никита» занял особую нишу -
он стал эталоном, на который впоследствии ровнялись очередные
боевые красотки, а имя Никита обрело чрезвычайно заманчивый
для киногероев оттенок нарицательности...
За основу сериала «Ее
звали Никита» в далеком уже 1997 году был
взят культовый фильм Люка Бессона с Анн Парийо
в главной роли. Разумеется, повторить бессоновский сюжет силами
однобокой американской фантазии было невозможно. Но те, по
своему обычаю, компенсировали содержание внешней формой и добавили
фильму некой универсальности. Картина отвечает практически любым вкусам
- в ней есть и погони, и перестрелки,
и фантастика, и детективная линия, и шпионские игры,
и великолепная женщина, и любовные интриги... Это уничтожило
бы любой художественный фильм, но лучшего секрета успеха
для долгоиграющего сериала не придумать.
Девушка Никита -
уличная бродяга - случайно оказалась на месте совершения
преступления. Ее арестовали и приговорили к пожизненному заключению,
но, проснувшись, она видит не сырые тюремные стены,
а секретный офис не менее секретной антитеррористической организации.
Правительство имитировало ее самоубийство и, видимо, из-за катастрофической
нехватки спецагентов, отправило на двухгодичный курс обучения. С
этих пор ее жизнь становится живописной иллюстрацией принципа
«убей или умри». Давно заболевшее феминизмом общество выдвинуло
на авансцену свою героиню. Те сильные и опасные,
умные и красивые, которые уже встречались на просторах
кинематографа до 1997 года безнадежно позабыты, отныне Никита
безраздельно правит этим балом современных амазонок.
Женский образ
здесь вообще чрезвычайно удачен - девушка на грани,
девушка «за гранью». Для социума она уже умерла,
отныне ее жизнь - тонкая игра со смертью
иного порядка. Жить с этим знанием девушке крайне
сложно, она вполне искренне страдает и эта неизмеримая
тоска, в купе с яркой внешностью и неприкрытой
опасностью, сделала Никиту одной из самых сексуальных киногероинь.
И никаким «Ангелам Чарли» с этой женщиной не
сравниться. Близкой и понятной Никиту делает и ее
тотальное одиночество, желание простого человеческого счастья и невозможность
это желание осуществить. Несмотря на то, что взаимоотношения
Никиты и ее наставника Майкла, являются основной интригой
сериала, они оставляют после себя только ощущение глубокой
печали и безнадежности. Ну, и разумеется, лучик надежды,
куда без него...
Однако, несмотря на незамысловатый сюжет
и кажущуюся простоту, есть в сериале один момент,
который позволяет немного лучше понять американское коллективное бессознательное.
В этом фильме нет никаких американских штампов, вроде
«гуманизма» и «прав человека» (специально прописанные сцены демонстрирования
этого самого гуманизма Никитой выглядят чужеродными, но даже
если проигнорировать этот факт, Никита не может достойно
противостоять своему начальству). Цель оправдывает средства, и ради
нее можно с чистой совестью пытать, убивать, истязать.
Заметьте, если США считают, что где-то на Востоке
есть неугодные им люди, они отправляют на территории
чужих стран группы отлично натренированных убийц. Никита и
ее сотоварищи без страха и упрека «наводят порядок»
во всем мире. При этом Первый отдел видится
жесткой структурой, любовно срисованной с «черного ордена» рейхсфюрера
Гиммлера. С этой точки зрения «Ее звали Никита»
- какая-то отчаянная демонстрация старой навязчивой идеи Америки
руководить всем миром.
Благо об этом «маленьком недостатке»
сериала догадываются только европейцы - создатели увлеклись коммерческой
стороной проекта и с фанатизмом лепили из Никиты
модный бренд. Но коллективное бессознательное на то и
бессознательное.
Дарья Печорина
|